Семинар-практикум для воспитателей «ВОСПИТЫВАЕМ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА»




Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.
Задачи:
-       выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания;
-       умение использовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;
-       развивать познавательный интерес у педагогов;
-       воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.
План семинара-практикума.
1.     Актуальность проблемы.
2.     Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
3.     Игра-Викторина «Моя малая Родина».
4.     Оформление патриотического уголка.
5.     Консультация для воспитателей «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».
Ход семинара
Воспитатель:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему «Воспитываем гражданина и патриота».
- Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах патриотического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить контакт между педагогами нашего детского сада.
- В содержании Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Донецкой Народной Республики отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
- За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота Донецкой Народной Республики и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
- Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.


Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».
1. Что означает термин «Патриотизм».
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
2. Что же такое патриотическое воспитание?
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3. Почему, на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
4. Определите задачи патриотического воспитания.
a.     Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
b.     Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
c.      Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
d.     Воспитывать уважение к труду разных профессий.
e.      Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
f.       Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
g.     Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
h.     Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
i.       Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
j.       Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
k.     Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.


5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.
Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно-патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя и детей.
1)    организованные:
-       экскурсии на известные объекты;
-       занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);
-       наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)
2)    совместная деятельность:
-       рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
-       беседы с детьми о стране, родном городе;
-       использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);
-       разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
-       знакомство детей с народной декоративной росписью;
-       привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);
-       поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
-       личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания);
-       акции;
-       игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН).
7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.
Мы с родителями можем проводить:
-       собрания;
-       консультации;
-       семинары;
-       Дни открытых дверей;
-       праздники и досуги;
-       оформлять фото-стенды о достопримечательностях.
Игра - викторина «Моя малая Родина».
1. Задание. Составить название города из букв, разложенных на столе.
(Задание на время).
Донецк, Макеевка, Горловка (см. Приложение 1).
2. Задание «Найди герб Донецка».
На столах разложены гербы городов Донецкой Народной Республики. Найти правильный и рассказать, что он обозначает (см. Приложение 2).
3. Задание «Сложи и назови».
Собрать из разрезных картинок памятники города Донецка (см. Приложение 3).
Воспитатель:
- Одним из условий реализации системы патриотического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы.
Оформление патриотического уголка.
- Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами Республики и города (флагом, гербом, гимном, портретами Главы ДНР и главы города); с народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
- Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками.
Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Донецк – столица нашей Родины».
- Обязательными атрибутами для патриотического уголка являются: гимн, флаг Донецкой Народной Республики, портрет президента и герб ДНР. Гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Обычно оформляется в текстовом варианте и находится на стенде. Однако обязательно в уголке должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Донецкой Народной Республики – полотно прямоугольной формы трех цветов: черного, синего, красного (сверху - вниз).
- Герб Донецкой Народной Республики – еще один государственный символ, представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла – в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с золотым мечом и серебряным окаймлённым щитом с серебряным православным крестом. Особенностью герба ДНР является то, что лапы у орла отсутствуют, а Архистратиг Михаил изображается с бородой. Портрет Главы Республики также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.
- Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, народные игрушки, художественная литература для малышей.
- Также в средней группе добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города/поселка, знаменитыми горожанами, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики.
- В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы Республики, мэра города); карты ДНР, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.
- Таким образом, оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про обязательную безопасность, доступность и эстетичность материалов.


Список использованной литературы
1.     Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015);
2.     Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 287 от 04.04.2018);
3.     Растим личность. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.–  ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
4.     Донбасс–мой край родной: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5–7лет / Сост. Л.Н.Котова, Н.В.Губанова, Г.Ф.Бридько идр.–Донецк: Истоки, 2017.–208с.
5.     Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: Изд-во ЦГЛ, 2013 г.
6.     Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – М.: Изд-во Детство-Пресс, 2015 г.
7.     Семенова М. «МАКЕЕВКА. Город перспектив. Фотоальбом». – Макеевка, 2007 г.
8.     Натарова В.И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов». – М.: Изд-во Учитель, 2005 г.
9.     Булкин С.П., Тепляков Г.В. «Памятные места Донбасса». – Донецк, 1968 г.

Комментарии