Консультация для педагогов «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ АКТИВИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ»
Давайте
представим себе такую ситуацию: родители решили изучить самые известные
методики раннего развития и выбрать для занятий со своим ребенком оптимальный
вариант. Вполне возможно, что они их разочаруют:
̶ Зачем
столько математики, ведь мы мечтаем сделать из нашего малыша музыканта?
Или:
̶ Ну вот
еще! К чему эти куклы и цветочки? Наш сын будет великим программистом
(инженером, ученым, экономистом).
Что это
значит? Такие папы и мамы изначально выбирают одно приоритетное направление
развития своего чада. И невдомек им, что они могут повторить уже известные
ошибки мировой и отечественной педагогики. А жизнь и наука доказывают: только
комплексный подход к обучению и воспитанию детей сделает из них гармонично
развитые личности. Только всесторонне подкованные люди становятся успешными в
современном обществе.
Комплексное
развитие – это комплекс чего?
комплексное
развитие в раннем возрасте. Прежде всего, давайте дадим определение термину
«комплекс». Это связь, если перевести с латинского. Связь чего, если речь идет
о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью
которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет
и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.
Кто-то
удивится, но даже в советское время задачей общества было воспитание
всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической,
трудовой и эстетической сферах.
И ничего не
изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными
источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует
человека, имеющего знания во всех областях.
Многие
родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо
для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный
детский психолог Л.А. Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому
научиться».
А научиться
«всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.
Педагоги
всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные
методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя
развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7
лет.
Комплексный
подход к раннему развитию детей: варианты и нюансы
Комплексное
развитие детей.
Папы и мамы,
зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое
внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки,
методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников
набирает обороты ранее развитие по методу Домана-Маниченко: результативность-то
налицо!
Заметьте:
далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка.
Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Судите сами!
Монтесорри
делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание
расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики
и т.д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов,
самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить
творчески такие дети проигрывают.
Вальдорфская
педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь
формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но
интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний
возраст: 12 лет. Не поздно ли? «Поздно», ̶ говорят реалии сегодняшнего дня.
Масару Ибука
призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей.
Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для
всех ли культур приемлем такой подход?
Супруги
Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их
мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу,
специальный массаж – ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их
учеников – феноменальный. Это результат совместных с родителями решения
головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики – недостаточное
внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей.
Н.А. Зайцев
– пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам.
Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне.
Вот и получается,
что самый лучший вариант – мудро комбинировать разные подходы к раннему
развитию ребенка. А ещё лучше – использовать уже проверенные годами методики,
где дети развиваются всесторонне.
Так, Типовая образовательная программа
дошкольного образования «Растим личность» построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его разностороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая
регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При
разработке Программы составители опирались на лучшие традиции современного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по
охране жизни и укреплению здоровья детей, разностороннее воспитание,
амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов
детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой
деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Эльконин и др.).
Составители
Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе ‒ развивающем
обучении ‒ и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно
организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое
развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга
процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития
ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким
образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и образования детей.
В Программе
комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и
образования ребенка от 1,5 лет до школы.
Программа
строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование
рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам
человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Плюсы комплексного развития
Так в чем же
состоит преимущество комплексного подхода к образованию и воспитанию малышей?
Ребенок
становится разносторонней, гармонично развитой личностью.
С таким
человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех
его проявлениях.
Способности
ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.
Это условие
личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных
профессиональных сферах.
Упрощается
поиск склонностей и особых талантов ребенка.
Пробуя свои
силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет
возможность развивать свои способности.
Укрепляется
семья, её жизнь становится более разнообразной.
Ведь все её
члены объединены одной идеей: обучая малыша ̶ познавать мир вместе с ним, лучше
узнавать друг друга.
Организовать
комплексное развитие ребенка – просто?
Комплексное
развитие способностей у детей. С одной стороны – да. В наше время активно
пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик
раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые
менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики,
имеющие в своем портфолио:
-
доступную аргументацию принципов раннего развития в
рамках методики;
-
̶подробное описание технологии занятий ребенка с
педагогами и родителями;
-
готовый методический комплекс с наглядностью:
печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.
Полностью
разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без
затруднений разобраться в основах методики.
Многие
программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление
дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы
родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные
навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки.
Организовать
комплексное развитие ребенка непросто для тех родителей, кто не готов тратить
время и усилия для занятий с малышом. Кто не способен выполнять требования
методики. Кому чужды понятия постоянного самообразования, организованности и
систематичности.
Вообще,
каким бы ни было комплексное развитие детей, важно – не убить в ребенке желание
учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и
станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить
наш мир к лучшему.
Литература
1. Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования
и науки Донецкой Народной Республики № 287 от 04.04.2018);
2. Растим личность.
Типовая образовательная программа дошкольного образования/ Авт.-сост. Арутюнян
Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф.,
Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208
с.
3. Роньжина А. С. «Занятия
психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: – Книголюб. – 2004.
4. Смирнов С.А.
«Педагогика. Педагогические теории, системы и технологии». Academa, 2001 г.
5. «Социальная адаптация
детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е.
Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. – М., 1980
6. «Адаптация детей
раннего возраста к условиям ДОУ Белкина Л. В.. – Воронеж: Учитель, 2006.
7. «Дети раннего возраста
в дошкольных учреждениях» Печора К. Л., Пантюхина Г. В. – М.: Владос, 2007.
8. Буриличева Л. И.
Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста //
Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 419-421. – URL https://moluch.ru/archive/59/8319/
(дата обращения: 27.02.2019).
Комментарии
Отправить комментарий