«РОЛЬ СОВМЕСТНОЙ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Доклад на родительском собрании:
«РОЛЬ СОВМЕСТНОЙ ИГРЫ
В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Игра – помощник нам, бесспорно,
Игре все возрасты покорны.
Взаимодействие в игре
Поможет понимать друг друга,
Нам стать внимательней, добрей,
И разрешить вопрос досуга.
Играйте с нами! Придумывайте сами!
Играйте с друзьями! Удача за вами!
Цель: гармонизация детско-родительских взаимоотношений, эмоциональное сближение родителей и ребенка через совместную игровую деятельность.
Задачи: показать родителям значение совместных игр для развития ребенка; рассмотреть формы организации совместной игровой деятельности
Участники: родители (мамы и папы) детей второй младшей группы.
В современных условиях образовательной деятельности так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни детей. Только совместными усилиями можно воспитать человека, стремящегося к знаниям, умеющего радоваться жизни и сочувствовать.
Ведь именно в сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания.
Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности педагога, родителей и ребенка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.
Великий русский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.
Но современные родители почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждений. С какими проблемами мы сталкиваемся? Родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе – играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это я и хочу донести до родителей.
Совместные игры детей и родителей очень важны как для ребенка, так и для взрослого (см. Приложение 1).
Игра помогает узнать способности ребенка, предоставляет возможность взрослому и малышу наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом воспитания.
Нам так хочется, чтобы малыш был здоровым, веселым, счастливым, многое знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игры с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей. Чем больше общения - тем интенсивнее идет физическое и психическое развитие ребенка. В этом заключается психология детского развития.
Если ребенок научится следовать нашим указаниям в игре, то и в другой ситуации он охотнее будет прислушиваться к наставлениям родителей.
Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для малыша, способствующее формированию уверенности в себе.

Как же правильно подобрать игры для малыша?
Главное учитывать возрастные особенности ребенка. Если крохе меньше трех лет, подойдут игры с мягкими игрушками, мячиками, пирамидками, кубиками;
Старшим малышам будут интересны отгадывание загадок, рисование, лепка, разные интересные викторины, совместные конкурсы, эстафеты, настольные игры;
Не стоит забывать о темпераменте малыша. Кому-то подойдут игры тихие, спокойные, а кому-то больше нравятся веселые, шумные.
Хотелось бы поделиться с вами (из личного опыта) играми для малышей:
Прятки. Один из игроков прячется в укромном уголке дома, другим нужно его найти. В дальнейшем можно усложнить игру и прятаться не самим, а прятать любимую игрушку в разных местах. Но при ее поиске нужно малышу помогать: словесными указаниями направлять малыша в то место, где спрятана игрушка.
Волк. Берем обыкновенный обруч, кладем его посредине комнаты – это домик волка. «Волк», сидя в своем домике, подстерегает добычу, а остальные игроки ползают во круг домика. Как только волк выходит наружу, все быстро убегают. Вместо волка может быть другой персонаж. Игроки могут не только ползать, но и бегать, ходить на носочках, на пятках, прыгать.
Кораблики. Пускаем плавать кораблики в ванной или в тазике.
Если в доме есть игрушечные пластмассовые кораблики, то можно взять их.
А если нет, то берем обыкновенную ореховую скорлупу, приклеиваем к ней паруса из бумаги – кораблик готов. Этот вариант будет даже интереснее для ребенка, если вы его выполните вместе.
Аккуратно пускаем его в воду и дуем на него в разных направлениях.
Сортировка по цвету, форме. Сортировать можно все, что найдете в доме – каштаны, маленькие игрушки, кубики, орешки, пуговицы, морские ракушки и т.д. В этом игровом упражнении хорошо развивается и мелкая моторика малыша.
В этом возрасте ребенок проявляет большой интерес к разным видам изобразительной деятельности. Сейчас в магазинах представлен огромнейший выбор материалов, которые помогут развивать у ребенка творческие способности.
Я бы хотела порекомендовать двухлетнему малышу следующий изобразительный материал:
пальчиковые краски;
различные виды теста;
альбомы с заготовками для аппликаций;
кинетический песок;
Угадай-ка. Конечно же все родители читают малышам книжки. А вот после прочтения можно поиграть с ребенком в интересную игру. Сначала рассмотрите вместе картинки. А потом спросите: «Угадай, что я вижу? Оно красное и круглое». Когда ребенок отгадает, то можете поменяться с ним ролями.
Сортировщики. Для этой игры понадобятся всевозможные коробочки и баночки. Смешайте фасоль, горох или морские камешки, каштаны и т. п. и разберите их вместе с малышом, сортируя и раскладывая по баночкам и коробочкам. Эта игра прекрасно тренирует мелкую моторику рук малыша. Очень важно играть в эту игру вместе с ребенком, поскольку дети до трёх лет познают мир пробуя всё на вкус. Поэтому необходим постоянный контроль затем, чтобы ребенок ничего не проглотил.
«А ну-ка, вспомни». Эта игра отлично тренирует память. На большое блюдо или поднос необходимо выложить несколько предметов небольшого размера. Малыш должен посмотреть на блюдо и запомнить предметы, которые на нем лежат, а потом блюдо накрывают. А ребенок должен вспомнить и перечислить лежащие на блюде предметы. После того как ребенок отгадал – поменяйтесь ролями.
Игра должна доставлять удовольствие и ребенку и родителям. Поэтому должна заканчиваться чуть-чуть раньше, чем она надоест, чтобы ребенок с нетерпением ждал продолжения. Проявляйте фантазию. Придумывайте новые игры. И чаще играйте вместе с детьми. Они очень быстро растут.
Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Совместные игры детей и родителей упрощают воспитание малыша. Ведь воспитание ребенка – это наше постоянное пребывание с ним, умение радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Литература
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 287 от 04.04.2018);
2. Растим личность. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
3. Воспитание детей в игре. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.
4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.

Комментарии